Искусство составления икебаны

Икебана – японское традиционное искусство аранжировки срезанных цветов в вазах. Икебана, если перевести на русский язык, обозначает "Жизнь цветов" (Ике - "жизнь", Бана - "цветы"). В наше время икебана прочно вошла в направление фитодизайн. Прошло то время, когда икебаной занимались лишь избранные мастера Востока. Сегодня икебана доступна всем и даже используется в качестве одного из направлений фитодизайна офиса.

Несмотря на то, что истинный культ "оживления" цветов пришел в мир из Японии, появилось впервые искусство "Икебана" в Индии. Изначально икебана представляла собой не просто составление букетов, но и духовно-практическую технику единения человека с живой природой. В основу каждой композиции была заложена духовная основа, которая отражала душу ее составителя, его мировоззрение и эмоции. Появившись в Китае, Корее и Японии, икебана из ритуального составления цветочного подношения Будде стала отдельным и очень уважаемым направлением древнего японского искусства и стала неотъемлемой частью духовной жизни народа Японии, а позже превратилась также в один из символов страны и народа.

Икебана прочно связана с живой природой, в ней нашел свое отражение один из ключевых постулатов буддизма, говорящий об эфемерности и мимолетности истинной красоты мира, о краткости и бренности бытия человека. В мире нет ничего вечного и устойчивого. Икебана быстро стала одной из наиболее удачных художественных форм, где находили свое отражение эти естественные процессы. В изменчивых цветах, которые рано или поздно все равно опадают, четко прослеживается постоянство лишь самой природы, а точнее ее основополагающих законов жизни и смерти.

Подобно средневековому тексту, икебану можно "читать" и на самом потаенном философско-религиозном уровне, который представляет нам образ идеального мира или же в тоже время она может восприниматься как объединение нескольких символов, в которых скрыт нравственный урок.

Из истории икебаны:

Изначально икебана была основана на философских и эстетических принципах синтоизма, а затем уже переняла эстетику и философию буддизма. Согласно синтоизму, любой природный предмет, тело, явление заключает в себе бессмертный божественный дух и по данной причине требует к себе уважения и поклонения. Японцы привыкли отождествлять себя с природой, и стараются по данной причине жить с ней в гармонии и уважении, поддерживая баланс тела и духа в себе. Истоки икебаны, как правило, принято искать в древнейшем обычаем подношения цветов умершим предкам. В буддийских храмах всегда существовал ритуал установки цветов и цветочных композиций у изображений Будды. При этом внешняя форма вазы и эстетичное, роскошное великолепие самого букета, составляемого по определенным, строго оговоренным правилам, символизировали торжество и величие буддизма. Тем не менее, с последующим развитием мировой и национальной культуры философско-религиозный смысл икебаны понемногу терялся. Становление икебаны в Японии как отдельного направления искусства относится к XV веку, ею тогда занимались чаще всего священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно икебана завоевывала все большую популярность и в высших слоях общества, а затем она была перенята и простыми людьми, прочно войдя в их быт как предмет искусства.

В основе икебаны Японии лежит не просто идея продления прежней жизни растения, а идея сотворения "иной реальности", особого микромира, живущего на новом уровне и представляющего природу в естественной, но необычной манере. Обучение искусству икебаны японский мастер в большинстве случаев начинает рассказом о двух эпизодах из истории данного искусства. Известный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) разработал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, выполненный из колена бамбука. При создании этой вазы бамбук чуть треснул, поэтому из трещины в вазе понемногу капала вода. В ответ на удивленные вопросы учеников, ошеломленных особенной красотой икебаны и не знающих, можно ли считать композицию совершенной, если сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: "И моя жизнь однажды тоже дала трещину". Эта ваза позже была признана одним из национальных сокровищ Японии. Иная история тоже связана с именем этого величайшего мастера. Его сад, прославленный удивительными цветами повилики, однажды пожелал лицезреть тогдашний правитель Японии - сегун Тоетоми Хидэеси. Ранним утром он пришел в этот сад, и велико же было его удивление, когда он увидел, что все цветы срезаны и лишь из одного выполнена икебана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю свое необычное поведение: "Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этот одинокий, самый прекрасный, должен воплотить красоту всего сада”.

Растительный материал - собственно аранжировка веточек, цветов и трав - конструируется в икебане согласно строгим правилам, стилистическое своеобразие икебаны должно быть выражено наиболее ярко тем или иным соотношением ключевых конструктивных элементов - "ветвей Сэнно". Чаще всего в современном направлении озеленения интерьера посредство икебаны их три, но может насчитываться и от двух до девяти. Особенности стиля икебаны выражаются и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в определении пространства, в абрисе пауз между основными конструктивными элементами. Фитодизайн интерьера, выполненный с учетом основных правил составления икебаны всегда будет смотреться выигрышно, поэтому далее будут приведены данные правила, использовать которые можно не только лишь в классической икебане, так как они универсальны.

Правил составления классической икебаны всего лишь три:

  1. Все элементы в икебане должны быть установлены ассиметрично и являть собою некое подобие треугольника, причем его элементы не могут находиться в единой плоскости.
  2. Пропорции трех ключевых элементов букета определяются размерами сосуда - его диаметром и высотой.
  3. При составлении композиции желательно чтобы сосуд сочетался с используемым материалом. Лучше всего чтобы сосуд был однотонным.

 

Заказать звонок

Имя

Телефон

Отправляя данные я принимаю условия пользовательского соглашения

Заказать звонок